Министерство строительного комплекса Московской области обратилось в Минстрой России с вопросами по новой методике. Полная версия вопросов и ответов приложены для самостоятельного изучения.
1.1. В чем заключается рекомендательный характер заполнения формы локального сметного расчета? Новые формы “утяжеляют” представление данных.
Формы, приведенные в приложениях, созданы для унификации вида документов.
Применение рекомендованных форм, возможно по мере готовности застройщика и экспертизы работать по таким формам.
Применение других форм - не ограничено методикой.
1.2. Для чего нужна такая точность в расчетах? Зачем округлять результирующий коэффициент до семи знаков?
Указанные правила округления внесут унифицированность в расчеты, ранее таких правил не было. Разные сметные программы выдавали не одинаковые суммы.
Такое округление будет осуществляться в автоматизированном режиме, и не повлияет на трудоемкость работы при составлении сметной документации.
1.3. В московской области (согласно ПНЦС 2014 МО) есть удобная форма вывода смет, она присутствует во всех сметных программах и привычна для сметчиков, экспертов и проверяющих органов. Возможно ли применение этой формы до 2022г?
Применение других форм - не ограничено методикой.
2. Ранее определение НМЦК было предусмотрено с использованием НЦС. Понятие НМЦК не относятся к сметной стоимости строительства? Почему теперь данные методы и укрупненные сметные нормативы отсутствуют в методике 421/пр?
Укрупненный норматив строительства (НЦС) - это показатель потребности в денежных средствах, необходимый для создания единицы мощности строительной продукции.
НЦС предназначены для планирования обоснование инвестиций капитальных вложений в объекты капитального строительства.
Порядок определения НМЦК описан в Приказе Минстроя России от 30 марта 2020 г. № 175/пр. Приказ 175/пр регулирует порядок определения стоимости контрактов “под ключ”.
Формировать НМЦК при отсутствии проектно-сметной документации, с использованием:
показателей НЦС
стоимостные показатели объектов-аналогов
стоимостных показателей конструктивных решений -аналогов
Составление сметы контракта и внесение в нее изменений осуществляется в соответствии с приказом 175/пр, без использования сметных норм и сметных цен ресурсов.
3. Обязательным условием применения индекса является включения федеральный реестр? Сейчас реестр содержит укрупненные индексы по видам строительства. Такие индексы дают существенное искажение стоимости, по сравнению с индексами к элементам прямых затрат к каждой расценке.
Согласно п.11 методики,применяются индексы из реестра. Предусмотрен поэтапный переход на индексацию к элементам прямых затрат, который приведет к повышению точности определения сметной стоимости.
Индексы по статьям затрат, для любого региона, будут включены в реестр при предоставлении полного комплекта документов согласно методике 326/пр.
4.1. Допустимо ли незаполнение (исключение) некоторых столбцов в форме конъюнктурного анализа?
Форма конъюнктурного анализа заполняется согласно приложению 1, исключение столбцов не рекомендуется. При отсутствии информации - ставится прочерк.
4.2. Что включает в себя понятие наиболее экономичный вариант п.13 методики?
Наиболее экономичный вариант определяется как минимальная сметная цена из 3 ценовых предложений по результатам конъюнктурного анализа.
5. Составители конъюнктурного анализа расценки применяемые ранее “применительно” выведут в отдельные позиции, что приведет к завышению стоимости строительства.
Согласно п.13 новой методики, при отсутствии данных во ФГИС ЦС, допускается применение на основании конъюнктурного анализа.
Конъюнктурный анализ допустимо делать на:
материалы
изделия
конструкции
оборудование
отдельные виды прочих работ и затрат.
В случае, если в ФРСН отсутствует необходимый сметный норматив, нужно обратиться для разработки норматива в инициативном порядке. Порядок утверждения сметных нормативов описан в приказе Минстроя России от 13 января 2020 г. № 2/пр.
6.1. Применение повышающих коэффициентов должно быть указано в проекте или иной технической документации. Минстрой Московской области считает, что должен быть указан конкретный раздел ПОС.
По мнению Минстроя РФ, описание усложняющих факторов и условий производства работ не должно ограничиваться разделам проектной документации проект организации строительства.
6.2. Почему коэффициенты на стесненность к строительным работам завышена по сравнению с коэффициентами к ремонтным? (1,35 к ФЕР и 1,15 к ФЕРр)
Сравнение размера коэффициентов для строительных и ремонтных для различных условий производства работ некорректно.
ФЕР-строительные предусматривает условия работ при осуществлении нового строительства, а ФЕРр-ремонтные учитывают условия производства работ в эксплуатируемых объектов капитального строительства, поэтому одни и те же усложняющие условия, но коэффициенты разные.
В ФЕРр-ремонтные уже учтена часть “усложняющего” фактора.
6.3. Нормативы в методических рекомендациях приказом 519/пр от 4 сентября 2019 года противоречат нормативам приложению 10 новой методики.
В рамках совершенствования системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли Российской Федерации минстроем проводится работа по актуализации методических рекомендаций.
Положение методических документов носят рекомендательный характер и применяются в части не противоречащей новой методике.
7. По многим затратам, которые нужно включать в ССР вопрос расчёта открыт. Например п.2.22 Затраты по вводу объектов в эксплуатацию - включать их в конъюнктурный анализ?
В приложении 9 к методике приведен рекомендуемый перечень прочих работ и затрат, включаемых в главах 1 и 9 сводного сметного расчета, а также порядок определения и обоснования стоимости таких затрат.
Другие затраты определяются локальными сметными расчетами и расчетами разработанными в порядке установленном методикой, с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в реестр.
При отсутствии сметных нормативов определяется расчетом, согласно нормативам, ценам, тарифа, утвержденными органами государственной власти и местного самоуправления в соответствии с полномочиями установленными законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда законодательством не установлено государственное регулирование - согласно ценам и тарифам специальных организаций в соответствии с положениями пункта 13 методики.
8.1. Не ясен вопрос с дополнительным учетом расстояния перевозки свыше 30 км, которые ранее учитывались в индексах.
Согласно пункту 63 методики, в сметах дополнительно учитываются затраты на перевозку материалов и оборудования на дополнительное расстояние сверху учтенного сметными ценами и индексами (при соответствующем обосновании проектной или технической документации).
8.1. Как учитывать перебазирование машин и механизмов по п.64 методики?
В соответствии с пунктом 64 методики дополнительно учитывается сметная стоимость перебазировки машин с базой механизацию на строительную площадку и обратно.
Перебазирование дополнительно учитывается для машин, по которым данные затраты не включены в сметную цену эксплуатации машин и механизмов, но обоснованной проектной или иной технической документацией. Перечень машин, где перебазировку нужно учитывать дополнительно указан в приложении 6 МДС 81-3.99.
Перебазирование определяются на основании расчета, я выполнена в соответствии со сметными нормативами, сведения о которых включены в реестр.
Расчет затрат на перебазировку осуществляется по п.4.8. МДС 81-3.99.
9. Разрешена ли замена материалов на фактически используемые?
Методикой предусматривается возможность корректировки стоимости ресурсов.
Например, для учета надбавок к бетону по морозостойкости или водонепроницаемости.
Все статьи читайте в Базе знаний
Действующий сметчик, сметный блогер
Диляра Сайфутдинова